Развитие способности к сопереживанию частично определяется генами

17 февраля 2009 года, 21:34 | Текст: Дмитрий Сафин | Послушать эту новость

Обычные лабораторные мыши, как известно, могут улавливать позитивные и негативные эмоции окружающих и соответствующим образом изменять свое поведение. Объединенная группа ученых из Университета Висконсина-Мэдисона и Орегонского университета здравоохранения и науки (оба — США) решила выяснить, могут ли гены влиять на проявление таких сугубо социальных функций.

Схема опыта, поставленного учеными (изображение из журнала PLoS ONE)

«Сопереживание основано на способности получать эмоциональный опыт и делиться им с окружающими, — говорит аспирант Жюль Панксепп (Jules Panksepp), проводивший исследование вместе со студентом Цилян Чэнем (QiLiang Chen). — Мы попытались разбить сложный механизм сопереживания на «функциональные блоки» меньших размеров, которые поддаются научному анализу». В экспериментах использовались мыши двух широко распространенных лабораторных линий: C57BL/6 (они исполнили роль «коммуникабельных») и BALB/c (такие мыши ведут себя более обособленно).

Суть опытов заключалась в следующем: в клетку, разделенную на три части, помещали четырех грызунов (два представителя указанных выше линий — объекты — были изолированы друг от друга, а в оставшемся отделении находились еще две мыши — субъекты). Все подопытные могли слышать повторяющийся с определенной частотой тридцатисекундный звуковой сигнал, а субъекты, которые одновременно испытывали кратковременное воздействие электротока, издавали при этом предупредительный писк. Мыши из более «контактной» линии, наблюдавшие за сородичами, довольно быстро научились ассоциировать испытательную камеру и появление сигнала с чем-то негативным. На следующей стадии эксперимента, когда их помещали в камеру одних, они демонстрировали явные признаки недовольства (к примеру, застывали на месте) при включении звука.

Объекты из другой линии, напротив, никак не реагировали на тестовый сигнал, находясь в одиночестве. Отсюда исследователи сделали вывод, что проявление способности к сопереживанию частично определяется генами. «Оказалось, мыши могут испытывать намного более сложные эмоции, чем считалось ранее, — рассуждает Гарет Лавис (Garet Lahvis), профессор нейробиологии из Орегонского университета. — Мы надеемся, что результаты наших исследований помогут глубже разобраться в проблеме аутизма и других психологических расстройств».

В будущем ученые планируют определить конкретные гены мышей, отвечающие за предрасположенность к проявлению сочувствия.

Отчет о проведенном исследовании выложен на сайт журнала PLoS ONE.

Подготовлено по материалам Science Daily.

Каждый день слушайте итоговый подкаст Свободного Радио «Компьюлента»!

Комментариев пока нет.