Марсианские каналы могут быть образованы потоками соляного раствора

15 февраля 2009 года, 18:31 | Текст: Дмитрий Сафин

На многих снимках Марса отчетливо различимы рвы-русла, проделанные, по всей видимости, протекавшей по поверхности жидкостью. Поскольку при установившихся сейчас на Красной планете температуре и давлении вода (в жидком состоянии) существовать не может, ученые считали, что образование этих рвов завершилось тысячи лет назад. Однако сравнительно недавно на одной из фотографий, переданных на Землю аппаратом «Марс глобал сервейор», были обнаружены следы потоков жидкости там, где тремя годами ранее их не было.

Рвы на поверхности Марса (фото с сайта Nasa.Gov)

В попытке дать объяснение этому феномену профессор Винсент Ф. Шеврие (Vincent F. Chevrier) и аспирант Трейвис С. Алтеид (Travis S. Altheide) из Арканзасского университета (США) провели детальное исследование свойств концентрированных растворов солей (некоторые из них имеют куда более низкую температуру замерзания, чем обычная вода). Особое внимание ученые уделили раствору, в состав которого входит сульфат железа (III) Fe2(SO4)3, обнаруженный в ряде геологических формаций планеты.

Эксперименты и термодинамические расчеты показали, что эвтектическая температура указанного раствора равна (205 ± 1) K при весовой концентрации сульфата железа, лежащей в пределах (48 ± 2)%. Интенсивность испарения исследованного вещества изменяется от 0,42 мм/час (весовая концентрация сульфата — 29,1%) до 0,03 мм/час (58,2%). Отметим, что последнее значение приблизительно в двадцать раз уступает показателям обычной воды. Такое сочетание свойств позволило ученым сделать четкий вывод: раствор может оставаться в жидком состоянии на Марсе.

Для проверки расчетов исследователи составили карту Марса, на которой обозначались зоны возможного нахождения раствора на поверхности планеты и в толще грунта. Отдельно фиксировались области с температурным режимом, позволяющим веществу переходить в жидкое состояние. На полученную карту была наложена схема с отмеченными на ней местами расположения рвов; оказалось, что подавляющее большинство известных следов жидкости на поверхности Марса располагается на выделенных учеными территориях.

Отчет исследователей опубликован в журнале Geophysical Research Letters.

Подготовлено по материалам Science Daily.

Комментариев пока нет.