Новые технологии позволили антропологам отследить маршруты передвижения гоминидов, обитавших в Африке миллионы лет назад.
Систематизация сходств и различий между рационами гоминидов, ранних и современных людей позволяет ученым понять, как диета связана с развитием познавательных способностей, социальных структур, а также миграциями и даже болезнями. Так считает Мэтт Спонхеймер, профессор антропологии Университета штата Колорадо в Боулдере. Ученый организовал сессию на тему «Эволюция человеческого рациона» на ежегодной конференции Американской ассоциации содействия развитию науки, которая с 12-го по 15-е февраля проходит в Чикаго.
Примерно 2,5 млн лет назад австралопитековые, как полагают, разделились на род Homo и ныне вымерший род Paranthropus. В Южной Африке обитал Paranthropus robustus, а в Восточной — Paranthropus boisei. Новое исследование, проведенное Мэттом Спонхеймером, свидетельствует о том, что Paranthropus robustus и Paranthropus boisei, почти неотличимые анатомически, могли иметь совершенно различные режимы питания.
Другое исследование, которым в настоящее время занимаются ученый и его коллеги, позволяет предположить, что некоторые женские особи австралопитековых, в том числе парантропы, умерли далеко от тех мест, где родились. Интересно, что точно так же поступают самки шимпанзе. У прочих человекообразных обезьян подобные миграции не зафиксированы.
«Учебники воспринимают древних гоминидов как статичную свалку ископаемых костей, — говорит Мэтт Спонхеймер. — Мы относимся к ним как к биологическим организмам, способным перемещаться. Вполне возможно, что многие страницы учебников пора переписать». Мэтт Спонхеймер специализируется на анализе стабильных изотопов, сопоставляя различные формы одного и того же химического элемента — углерода — в ископаемых останках гоминидов, чтобы восстановить их образ жизни. Выжигание зубов лазером, к примеру, высвобождает сигнальные углеродные газы из эмали. Это позволяет ученым определять виды растений, потреблявшихся гоминидами, и тип местности, где они проживали. Кроме того, проводятся микроскопические исследования зубной эмали для поиска микроостатков пищи.
«150 лет назад в «Происхождении человека» Дарвин предположил, что именно изменения в окружающей среде привели к появлению современного человека, — говорит Мэтт Спонхеймер. — Пищевые ресурсы могут быть движущей силой эволюции».
В 2006 году г-н Спонхеймер предположил, что Paranthropus robustus вымер из-за того, что был слишком разборчив в еде. А в 1999 году исследователи под руководством профессора пришли к выводу, что три миллиона лет назад австралопитеки, возможно, уже умели ловить и поедать мелких животных.
«Парантропов иногда называют «щелкунчиками», потому что их плоские зубы и мощные челюстные мышцы были хорошо приспособлены к жесткой пище, — говорит ученый. — Но исследования показывают, что наиболее сложные в механическом отношении продукты, такие как орехи, были доступны им только в определенное время года. Значительную часть рациона парантропов составляли травы, осока, семена и даже животные».
Подготовлено по материалам Университета штата Колорадо.